августа

ЯДРЕНОЕ СЧАСТЬЕ

Графомания де юре

Фото triton.itep.ruВновь «Обком» обращается к современной отечественной поэзии. Известно, что бумага стерпит все, даже зарифмованный восторг в адрес начальства и прочую чушь. Но вот когда людям (тем более - студентам) приходится годами терпеть выходки самодура, возомнившего себя солнцем луганской поэзии, тут поневоле выступишь с критикой.


Графомания - дрянь редкостная. Однако у этой неизлечимой болезни есть критическая черта, за которой начинается истинная абсурдная гениальность. Среди кучи графоманского хлама, изданного сдуру на деньги авторов и пылящегося всем тиражом на полках государственных книжных магазинов, можно отыскать настоящие перлы, достойные храниться в лучших литературных коллекциях.

Если вас уже не смешат ни выступления Леонида Кучмы, ни тем более Петросяна, а настроение поднять хочется - поищите в магазинах книги «поэтессы» Лидии Лазор. Если в вашем городе таких нет - слетайте в Луганск: оно того стоит.

Я, доктор юридических наук,

Слышу законов сердечный стук.

Звучит? Еще как!

Лидия Лазор - декан юридического факультета Восточнославянского национального университета им. Владимира Даля, заслуженный юрист и членкор Академии правовых наук - в своих стихах утверждает, что ее гениальный поэтический дар «полсотни лет изволил спать» и вдруг проснулся (интересно бы было взглянуть в глаза тому «герцену», который его разбудил).

В общем-то, для пенсионного возраста понятно - не юриспруденцией же все-таки заниматься. И вот уже добрый десяток лет поэтическая деканша клепает в среднем по книжке в год, издавая их в твердой обложке, на хорошей бумаге неплохими тиражами (1000-5000 экземпляров). При этом в своих же стихах часто жалуется на «бедность поэта».

В творчестве Лазор есть четыре главных направления: богословие, интимная лирика, гражданско-философская и оды руководству области и родного вуза. Богословскую лирику (псалмы, молитвы и т.д.) здесь приводить мы не осмелимся, дабы не оскорблять религиозные и эстетические чувства многих читателей. Зато перлы из других отраслей лазоротворчества вполне заслуживают пространного цитирования.

Начнем с любовной. Как вам такой великолепный пример:

«К мужчинам»

Один - унизил, оскорбил.

Другой - коварством обернулся.

Тропу измены - третий свил.

И свет любви во мне задулся.

И я к мужчинам охладела,

От них не жду горенья дня.

Та святость, что я к ним имела,

Во мне рассеялась до дна.

На них смотрю, как на измену,

На путь, изъеденный тоской.

Господь, пришли ты им замену -

Мужчин возвышенных душой.

Специфические образы и выражения поэтессы, кочующие из креатива в креатив, забываются не скоро - в самом деле, не каждый додумается до фразы «свет любви во мне задулся» или «свить тропу». Это, согласитесь, признак истинной гениальности, и под силу он только по-настоящему возвышенным душой.

А вот такая вот миниатюра:

Ядреное счастье - печали разрушит,

Весной быстрокрылой взлетит.

Тоскливые слезы оно иссушит

И радостной песней пронзит.

Уже за фразу «ядреное счастье» творения поэтессы можно вносить в золотой фонд русскоязычной литературы. Или вот еще любовная философия «по стопам Козьмы Пруткова»:

Равноправной любовь не бывает.

Мужчина ведь детей не рождает.

Хотя радость она обоим дает,

Однако женщина груз страстей несет.

И не беда, что 70 % рифм Лазор - глагольные, а стихотворный размер, мягко говоря, отсутствует. Истинная поэзия без такой мелочи, как техника стихосложения, обойдется. К тому же юридический демиург берет не качеством, а количеством. Закончить знакомство с любовной лирикой поэтессы можно ее признанием в любви к себе самой, поскольку в следующих разделах эта любовь возрастает в геометрической прогрессии. Себя Лидия Ивановна называет ласково: «Лазорушка».

...Лазорушка, желанная,

Ох, как же ты красна!

Любовью ты воззванная

На целый свет одна!

Отдельная тема творчества Лидии Ивановны - творчество Лидии Ивановны. Стихи о поэтическом гении (правда, скромно, без указания подразумевающейся персоналии) встречаются буквально через страницу:

Поэзия, как едкая свекровь,

У крохобора вмиг взбушует кровь.

Его заставит в страхе пребывать,

Когда в лукавстве станет обличать.

По крайней мере, «кровь» здесь рифмуется не с опостылевшей любовью, а с матерью мужа, что еще раз убеждает в оригинальности мышления авторши.

Когда поэт в убеждении тверд,

Тогда за собой поведет он народ.

Критикой злобной не будет убит,

А благоденствие народу явит.

Вот так, ни больше, ни меньше.

Гений, друзья, чужим не бывает,

Он в родной стране вызревает,

Так создайте условия, чтоб мог расти,

Дары вам невиданные нести.

На страницах своих книг (по крайней мере, цитируемой - «Грозди жизни») Лазор настолько часто рассуждает о литературных бездарностях, что закрадываются подозрения в самокритике:

Богом писательство коль не дано,

Тогда под замком значит оно.

Напрасно замок запретный сбивать,

Там искре Господней не почивать.

А после прочтения такой фразы подозрения только усиливаются:

Чем выше интеллект собою,

Тем стих роскошнее взойдет.

(«Диалог»)

Однако подозрения сразу же рассеиваются через несколько страниц:

...Чутьем знаю, слава будет,

Лазор книги - разметут.

Медный памятник мне срубят,

Других много возведут.

(«Слава»)

Однако это еще цветочки, причем представленные под грифом «Шуточное». Истинное предназначение великого гения Лидии Лазор поэтесса являет нам в креативе «Непонимание»:

Ведь я поэт! Язык народа!

Источник райского тепла!

Во мне - духовная свобода,

А власть меня не поняла.

Как видим, наш «райский калорифер» уже записывает себя в диссиденты. Отчего-то не складываются у нее отношения со «властью». Что имеет в виду Лазор под словом «власть» - непонятно, поскольку с руководством области, как будет видно ниже, понимание у нее стопроцентное. Увязывает мифические репрессии поэтесса с... языком своих творений!

От работы я очень устала,

А ценить все никак не хотят.

Хоть и много дорог протоптала,

Да не мне они радость дарят.

Украина, тобою дышу я,

И не жду я особых наград.

Но за то, что на русском пишу я,

Мне преграды повсюду чинят.

(«Сумею»)

Исходя из контекста, можно предположить, что «преграды» выражаются в отказе кого-то из местных печатать за государственные деньги книги Лазор. Ну конечно, дело здесь исключительно в русском языке гениальных произведений! В самом деле, как смогут пропустить язык Пушкина и Даля украинские националисты Луганщины?! Это они только для виду ежегодно пытаются превратить область в гетто с двумя государственными языками, а на самом деле в их кабинетах сразу за портретом Путина висит Степан Бандера, а под книжкой «Украина - не Россия» на столе спрятаны тома Донцова.

Тема соседнего государства вообще всплывает в творениях Лазор нередко:

Моя зовущая Отчизна!..

В моей ты главная судьбе.

Я Украину люблю сильно,

Россию - чувствую в себе!

Еще бы! В Украине творчество Лидии Ивановны, мягко говоря, не слишком воспринимают, зато в 2001 г. некая «Лидия Лазор, Украина» была принята в Союз писателей России («предпенсионная» организация - более-менее уважающие себя писатели ушли в Союз российских писателей, а СПР со всей совковой убежденностью ударился в маниакальное «православие, самодержавие, народность»; соответственно, идеологическая выдержанность, по-видимому, ценится более таланта).

Особняком в творчестве исследуемого автора стоят перлы «гражданско-бытовой философии»:

Лихой человек Родину не любит,

И ее, он, как мать, не приголубит.

А выгоду для себя с лихвой извлечет,

И ее спасать никогда не пойдет.

Мощно!

Гордящийся человек деньгами -

Не ладит попросту с мозгами.

Видать извилин мало в нем,

Коль он горит больным огнем.

А вот это вообще шедевр:

«Отличие человека от каннибала»

Каннибал ест человека,

Не страшась запретов века.

А человек грызет себя,

Чтобы людей обнять любя.

Ну вот как тут не всплакнуть?

Вообще-то, с признанием гения у поэтессы, как бы она не жаловалась, все в порядке - родной вуз обеспечил всем, чем мог. А что не дал вуз - подарила конъюнктура. Глава УПЦ (естественно, МП!) Владимир Сабодан за литературно-псалмопевческие заслуги жаловал Лазор юбилейный орден «Рождество Христово» (в самом деле, как не отметить человечка, который пишет песни-оды отдельным архиепископам?). Владимир Литвин во время предвыборной поездки блока «За ЕдУ» вручил орден поэтессе княгини Ольги (как указывается в книгах Лазор - за вклад в литературу и воспитание студентов). Кроме того Лазор стала лауреатом Литературной премии им. Владимира Даля! К счастью, не той, которую в Париже присуждают, а всего лишь местной, луганской, учрежденной под выборы-2002 СДПУ(о) и неким Межрегиональным союзом писателей.

Думается, Даль бы в гробу перевернулся, прочитав следующее творение лауреата имени себя:

«Владимир Даль»

Луганский плавился металл,

Полями стлалась даль.

Но город наш значимей стал,

Ведь в нем родился - Даль!

Как светом ярким - засветился

Раскрытою душой.

И Даля флаг над вузом взвился,

Сплотив своей зарей,

Великорусским языком

Славянский наш народ.

С заветной думой об одном,

Чтобы нас вести вперед.

И чтоб смелей Москва дружила

С Луганскою землей.

И в разум - знаний клад вложила -

Навек была родной.

Даль беспокоился об этом,

Казак Луганский наш.

Хотел, чтобы светился светом

Весь наш Донбасский кряж.

Его дела нам верой стали

Во взятии высот.

И в честь него мы вуз назвали,

Он в нем и в нас живет.

Есть подозрение, что именно за этот крепкий, «кряжистый» стих Лазор в 2002 г. и стала лауреатом. Стоит отметить, что годом ранее эту премию вручили Никите Михалкову...

Конъюнктурные мотивы - одна из «фишек» Лидии Лазор. Причем оды к начальству, своему вузу и городу мало чем отличаются от ее же молитв к Господу.

Вот, к примеру, цитата из стихотворения «Родимый Луганск»:

Светлым ликом милым,

Мой ты городок,

Велик Божьей силой,

Свежестью дорог.

Последняя строка вообще заставляет искать отпавшую челюсть каждому, кто бывал в Луганске и ездил по городу на автомобиле (особенно вокруг университетского юрфака). Свежесть дорог! Вывод из оды напрашивается: у столицы самой восточной области Украины две радости - Лазор и дороги.

Далее конъюнктура усугубляется. Ода с пафосным названием «Тропы счастья осветив» и примечанием: «посвящается председателю Луганской облгосадминистрации, Александру Сергеевичу Ефремову и председателю Луганского областного совета, Виктору Николаевичу Тихонову».

Я земляков хочу поздравить

С победой важных ценных дел.

Не устает Господь их славить -

Добро творить ведь их удел.

Они ведь - силы не жалеют,

За свой народ горой встают.

И в нем грядущее лелеют,

И в светлый день его ведут.

И дарят новые рассветы,

В Москву дорогу проложив.

Взметнул Ефремов яркость света

И тропы к счастью осветил.

Он дал простор людским желаньям,

Он в братство двери прорубил.

Своим напористым стараньем -

Стяг дружбы смело водрузил.

И Тихонов - его сподвижник

Наполнил благом жизни путь.

Он полон дел тяжелых, Вышних,

Он беды все спешит задуть.

Еще умиляют строки, посвященные руководителю депутатской группы «Союз» Николаю Гапочке: «Николай Михайлович, родной! Сердцу моему Вы дорогой». и т. д… А чего стоит поздравление с 60-летием ректора вуза Александра Голубенко!

«Великолепием пленит»

Вы свой путь украсили цветами:

Ромашкой, маком полевым.

Добились в жизни всего сами -

Трудом, старанием своим.

...

Ученый Вы и ректор стойкий,

И дипломат большой души.

Вы провели дорогой бойкой

Наш ВУЗ чрез тернии глуши.

Теперь он яркостью сияет,

Творением высот звенит.

Великолепием ласкает

И взор студенчества пленит.

Читая, как Лидия Ивановна славит свое место работы, поневоле радуешься, что она возглавляет факультет уважаемого университета, а не, к примеру, горводоканал. Потому что по энтузиазму видно - талант и там бы нашел свое применение.

«Студенческий вальс»

Выбирали по зову мы ВУЗ,

Мечту свою воплотив.

Наслаждаясь парением муз

Поем любимый мотив.

«Гимн Восточноукраинского национального университета»

...Университет родной,

В бурной жизни трудовой

Мы тебя не подведем -

Славою к тебе придем.

Факультет наш дорогой,

В бурной жизни трудовой

Мы тебя не подведем -

Славою к тебе придем.

Родной факультет ощущает на себе всю силу любви таланта Лазор, причем не только морально, но и физически. Как врут злые студенты, готовиться к экзаменам декана им приходится не с талмудами римского права, а с поэтическими сборниками начальства. Говорят, существует даже своеобразный прейскурант - на «3» нужно выучить столько-то креативов, на четверку – минимум «невиданных даров» возрастает, а на пять - возвыситься душой приходится по полной программе. Но это все, конечно, студенческие сплетни, и мы им в упор не верим и вам не советуем. В конце концов, с деканами юрфаков у «Обкома» отношения особые, а, как пишет сама Лидия Лазор в манифесте «Строфа поэта»,

Бойтесь обидеть поэта.

Поэт вам за все отомстит.

P.S. Орфография и пунктуация произведений сохранена.

СМ. ТАКЖЕ: Поэт в столице больше, чем поэт, – он Мэра вдохновенный воспеватель!


Тарас ПУШКИНЕЦ

17 июня 2004. 16:50

Версия для печати  Версия для печати